(no subject)
Feb. 23rd, 2025 03:02 pmУместно предположить, что в конце 1950-х гг. советское военное командование, как оно считало, получило альтернативу концепции затяжной войны. Отчасти она была связана с фактором ядерного оружия, но больше - с оценкой соотношения сил между ОВД и НАТО. Как четко сформулировал первый замминистра обороны маршал А.А. Гречко на совещании в ЦК 18 декабря 1959 г.: «Количество дивизий сухопутных войск - 150 – больше, чем количество дивизий во всех странах, которые нас окружают. Мы содержим такое количество в расчете... на уничтожение всех сопредельных государств... в первые дни или месяцы войны». Согласно легенде командно-штабных учений «Буря» (они проводились в период с 5 по 15 октября 1961 г.) с вводом в сражение II стратегического эшелона ОВС ОВД насчитывали бы 35 танковых и 65 мотострелковых дивизий против 29 дивизий (из них семь танковых) НАТО. Решающее превосходство в силах и средствах очевидно было у стран Варшавского договора, что позволяло рассчитывать, по легенде учений, на взятие Парижа на 11-й день операции.
Какие выводы делали из такого соотношения сил советские военачальники? По мнению маршала Захарова (высказано в лекции перед преподавателями военных академий накануне его назначения начальником Генерального штаба), это давало возможность сокрушить противника и решить основные вопросы войны в короткие сроки. Можно сказать, что Захаров вернулся к той стратегической концепции, которая была разработана в штабе Белорусского военного округа в 1935 г. при его активном участии (Захаров был «начопером» Уборевича) и воплощена в Оперативном плане 1936 г. Современная стратегическая наступательная операция, по его мнению, должна была строиться на следующих принципах:
- упреждении противника в развертывании;
- максимально сильном 1-м эшелоне, что дает возможность нанести сильный внезапный удар на широком фронте (как и в приграничном сражении 1941 г.).
При этом подчеркивалось, что основными формами действий в буду-щей войне будут являться встречные сражения, преодоление поспешно занятой обороны противника, преследование. Темпы наступления смогут достигать 50-60 км, а на отдельных направлениях 100 км в сутки.
Как указывал Захаров, первая стратегическая операция будет операцией вторжения и характерным примером планирования такой операции является Маньчжурская стратегическая операция 1945 г.
Скороспелов, Сорокин. Теория победы.
Несколько замечаний.
( Read more... )