Если Великобритания присоединится к требованию репараций от Китая в связи с эпидемией COVID-19, то это будет очень любопытно, очень.
Неизбежно, неизбежно всплывет тема опиумных войн, а затем и тема ответственности за них. А там в отличие от коронавирусной мути все гораздо проще. Прямые нарушение суверенитета при сбыте де-факто государственного опиума, задокументированная военная агрессия в ответ на акцию против контрабандистов и так далее.
Возникает вопрос, а как бы там посчитать ущерб?
Компенсации потомкам жертв - это отдельная история, как и другие неравноправные договоры и их последствия, но вот все полученное Короной и поддерживаемыми ей торговцами по незаконной и силой навязанной опиумной торговле надо бы вернуть. И с процентами, конечно. Если в разные годы XIX века опиумная торговля составляла 0,7 - 1,5% ВВП Великобритании (без колоний) (цифры
раз,
два), то за весь век как раз примерно набирается ВВП Великобритании. Чтобы не мучиться с переводом курсов и значений валют, возьмем ВВП современной Великобритании. Страна, конечно, относительно обеднела с того времени, но будем надеяться, китайцы великодушны и это их устроит. Ну, и проценты тоже, чтобы упростить считаем с начала ХХ века, то есть за 120 лет, это тоже великодушие. Ставка процента была за ХХ-ХХI века разной, но 3-5% в твердой валюте - вполне себе норма, пусть будет по минимуму - снова великодушие - 3%.
ВВП Великобритании по итогам 2019 года - $2,9 трлн, сколько там будет по сложным процентам 3% за 120 лет?
Кстати, какова доля американских торговцев опиумом в китайской торговле была, процентов 5%?