Как отметил президент Ельцин, членство России [в НАТО] — это долгосрочная цель. Такое развитие событий трудно себе представить, пока Россия обладает таким большим количеством ядерного оружия, которое по-прежнему представляет экзистенциальную угрозу безопасности Запада.
Stephen J. Flanagan. NATO and Central and Eastern Europe: From Liaison to Security Partnership, весна 1992 года
Stephen J. Flanagan. NATO and Central and Eastern Europe: From Liaison to Security Partnership, весна 1992 года
К лету 1991 года Горбачев явным образом прекратил участие в Холодной войне: ОВД и СЭВ пришел конец, проведен аншлюс ГДР, прошли бархатные революции в Восточной Европе, СА сокращается, выводятся войска из Европы и так далее.
В СССР горбачевско-яковлевские антисоветские реформы привели к тяжелому экономическому, политическому и целому вороху межнациональных кризисов и катастроф.
Михаил Сергеевич решил капитализировать
Буш разослал письма Джону Мейджору, Колю и другим лидерам «Большой семерки», в которых совершенно ясно дал понять, что правительство США будет выступать против крупномасштабной финансовой помощи Горбачеву в любой момент, независимо от того, на какие именно реформы может согласиться Горбачев. Если и были какие-то кредиты, писал он, то они должны предоставляться восточноевропейцам, а не СССР.
Однако европейцы и даже канадцы были готовы денег дать. Поэтому перед саммитом большой семерки, куда пригласили Горбачева, была предварительная внтуризападная встреча, где американцы партнеров просто выпороли.
По итогам решили, что если какие-то деньги на кредиты имелись, то давать их следовало восточноевропейским странам. СССР же должен обращаться в МВФ и просить деньги под неолиберальные реформы. Французы рассказали Горбачеву, что Буш - главный противник большого пакета помощи. Горбачев попытался на Буша надавить, но, конечно, без толку.
Так вот Буш, ломая благодушных европейцев по вопросу о помощи СССР, отметился замечательной фразой в обоснование того, почему СССР нельзя давать деньги: "пока русские ракеты нацелены на нас, я знаю, кто враг".
У Горбачева была своя - и очень дурацкая - геополитическая игра, о которой надо отдельно и которую Буш ломал, но логика очевидна: никакие уступки не превращали СССР в "своего парня", ибо потенциал.
Затем СССР рухнул, Ельцин отзвонился Бушу из Беловежья и 12 декабря 1991 года следует программное выступление Джеймса Бейкера в Принстоне о политике в отношении новых государств . В конце выступления Бейкер красиво скажет, что раньше мы с Советами были как два скорпиона в банке, а теперь мы как альпинисты в связке. Сказано красиво, но обратите внимание на самую первую помощь, которую Америка готова оказать новым государствам: американские ученые, которые создавали ядерное оружие, готовы сейчас (now) оказать помощь в уничтожении оружия. Ну, и естественно, прозвучал призыв уничтожить сталинский ВПК, который не дает нормально жить.
Возможно что-то такое переговаривалось, поскольку в программной статье Козырева в конце декабря 1991 года что-то про безъядерное будущее было, но дальше этого не пошло.
Также обнаруживается связь стратегического потенциала и потенциального членства России в НАТО. "Доктрина Вулфовица" (позиция команды Чейни), по которой Россия - противник, поскольку может восстановить СССР, как известно, была слита в СМИ оппонентами Буша. Этот поставило Буша в трудное положение, на это обращалось внимание.
А вот цитата сверху - это чиновник Госдепа и один из авторов будущей стратегии экспансии НАТО отрыто публикует весной 1992 года статью, в которой пишет то, что пишет. Между делом там еще у него написано: "По Liaison Program НАТО союзники заранее договорились не выстраивать связи таким образом, чтобы это могло привести к задержке вывода советских войск из бывших стран Варшавского договора или сделать что-либо, что могло бы создать впечатление изоляции реформаторов в республиках. Стремление НАТО сейчас наладить более тесные связи с несколькими государствами Ц/ВЕ может не только встревожить чиновников министерства обороны в России и других республиках, но, что более важно, может подорвать позиции республиканских реформаторов, которые выступают за более тесное сотрудничество в сфере безопасности с Западом". НАТО по автору должно так или иначе продвигаться, но формула проста - пока не вывели советские войска использовать фиговые листки.