Переправившиеся через Березину танковые группы Гудериана и Гота, встретили на рубеже Днепра армии "второго стратегического эшелона". Покончив в ходе Смоленского сражения с этими армиями, они натолкнулись на армии Резервного фронта. За ними маячил Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж, а за ним - Можайская линия обороны. 1 октября 1941, перед самым началом "Тайфуна", 70 из 210 советских стрелковых дивизий державших фронт, были сформированы уже после начала войны. А между 40-м и 45-м меридианами... заканчивали формирование 10 резервных армий, в 50 стрелковых дивизий.
... Когда немцы начинали операцию "Блау", изысканную по замыслу и по форме, у Сталина от Вологды до Сталинграда заканчивали формирование 8 резервных армий, которые стали базой для создания Воронежского и Сталинградского фронтов. А когда группа армий "А" уничтожив 16 дивизий Южного и Северо-Кавказского фронтов вышла к Кавказу, она нашла там 20 свежих дивизий Закавказского фронта...
... Решения стратегического уровня - планирование кампаний и распределение усилий по стратегическим направлениям вырабатывались Ставкой и её рабочим органом - Генеральным штабом. Но решения по строительству армии, в том числе и по формированию стратегических резервов, относились уже к епархии большой стратегии и принимались более высокопоставленным органом - Государственным комитетом обороны. Именно решения принятые на этом уровне спасли СССР от поражения как в 1941, так и в 1942.
Эрцгерцог Карл как-то писал: тактические ошибки могут явиться помехой осуществлению [стратегических планов], быть может, даже повести к их полному извращению; однако чаще стратегические планы окажутся в силах исправить ущерб, обусловленный тактическими промахами, позднее Керсновский обернул это в более симметричную формулу: Хорошая Стратегия всегда исправит посредственную Тактику — тогда как искусство и героизм ротных командиров никогда не выправят промахов Главнокомандующего. На этом примере, мы видим как решения принятые на уровне большой стратегии, исправляют посредственную стратегию, оперативное искусство и тактику. Советские генералы теряли войска даже не армиями, а целыми фронтами - только в 1941 было полностью уничтожено, с исключением из списков, более 70 дивизий. Но это исправлялось решениями более высокого уровня.
Высокое искусство кройки тришкина кафтана и скрéбли по сусекам
Grand strategy стоит между политикой и стратегией. По сути это искусство распределения усилий нации для выигрыша войны.
Стратегия в понимании, которое сложилось у Клаузевица, и с тех пор слабо менялось, это искусство распределения усилий на театре военных действий, там единица планирования — кампания. Там решают задачи выбора направления главного удара и распределения войск. Если же мы решаем задачи типа "нужно строить больше подлодок или танков?" или "нужно больше народу на заводах или в армии?" — это совсем другое искусство. Оно и называется Grand strategy.
... это совсем другое искусство, в корне отличное от планирования действий войск по достижению победы... То есть в общем-то "большая стратегия" она уже не военная стратегия, ибо не занимается вождением войск. Но и не политика, ибо только про войну.
И как я уже сказал, СССР хотя теоретически этого не осмыслял, и уровня не выделял, но на практике видимо лучше остальных играл в "большую стратегию". Скажем, ГОКО — это орган "грандстратегического" руководства. Не экономического (для этого был СНК и Госплан), не политического (для этого было ПБ), и уж тем более не стратегического (для этого была Ставка).
комментарий отсель
... это всё от отсутствия термина "большая стратегия". То есть вот есть группа решений типа стратегического развёртывания и ведения стратегических операций, а есть группа решений типа определения характера будущей войны, военного строительства и мобилизации усилий нации на войну. Это разные группы, ими занимаются разные люди, но в ортодоксальной трехчленке их некуда запихнуть, кроме как в "стратегию". Приходится пишущим про это нести всякую отсебятину типа operational strategy vs. military strategy. Один для главнокомандующих на театрах, другой для военного министерства.
Тут сразу вспоминается, что в СССР в военную пору решения этих групп были раскиданы аж по трём органам — СВГК, НКО и ГОКО. То есть вот практика просто вопиёт, что стратегический уровень уже опять пора резать, как с ним поступили в эпоху рождения оперативного искусства, но люди не верят. Даже вот [censored] коллега jim_garrison не верит.
комментарий отсель
Это несколько фрагментов текстов многоумного
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Собственно, почему нет? Положим, стратегия действительно неприлично разрослась и нужно ее "порезать" на стратегию и большую стратегию, два искусства или области знания с разными предметами и разными закономерностями.
Однако давайте посмотрим, что такое grand strategy у первооткрывателей, у англичан. В 20-е годы ХХ века термин начали использовать Фуллер и Лиддел Гарт, а в 30-е он попал в доктринальный английский документ.
( Read more... )