Sep. 26th, 2019
Отрывок из сериала "Исаев. Пароль не нужен" по Юлиану Семенову.
Интересно то, что на момент начала острой критики Кейнсом Версаля он и близко не был тем Кейнсом, которого все действительно знали, его основные труды выйдут значительно позже. Собственно, всемирную известность Кейнс получил не своими классическими работами, а именно книгой "Экономические последствия мира" с критикой Версаля.
Любопытно, что критика Кейнса, который был полноценным инсайдером - отвечающим за экономику членом британской делегации, совпала с послевоенным императивом британской политики - сдерживанием Франции. Кейнс нарисовал образ зловещего Клемансо, который, пользуясь наивностью дурачка - Вильсона, продавил выгодный империалистической Франции и невыгодный всему человечеству "карфагенский мир". Дело было нешуточное - в США как раз собирались ратифицировать Версаль, который в первоначальной редакции вполне успокаивал Францию, ибо означал продление военного союза Великобритании, США и Франции. По итогам ратификация провалилась, Великобритания получила свободу рук, в том числе в сдерживании Франции (подробнее у Киссинджера и у советского дипломата Бориса Ефимовича Штейна).
Самая обоснованная критика этой работы Кейнса исходит, естественно, от французов, но книгу Манту "Карфагенский мир, или Экономические последствия мистера Кейнса" на русский не перевели и вообще она гораздо, гораздо менее известна. Хотя Адам Туз во "Всемирном потопе" на нее ссылается. Туз таже приводит пример, когда то, что предлагалось Кейнсом в книге - взаимосвязь репараций с военными долгами и их обнуление - уже рассматривалось на конференции по предложению французов и итальянцев и было отклонено именно американцами. А ведь именно Франция представлялась в книге врагом дела мира. "Все это привело к тому, что процесс достижения мира был представлен в искаженном свете".
Вот как критику Кейнса описывает его биограф Скидельски:
( Read more... )
---
Мы тут видим, что все, что касается экономического анализа, Кейнс изложил неверно, политически он тоже оболгал. Что остается? Пафос.
Соперник и критик Кейнса Мизес впоследствии напишет:
( Read more... )
И тут следует заметить, что отнюдь не одна немецкая пропаганда работала в этом направлении.