Раз уж все про Вьетнам. Это история про политическую победу, победу "на земле", то есть в основании социальной пирамиды.
Вот смотрите, был азиатский коммунизм как некоторая реальность. Приходят коммунисты в деревню и все, прежний порядок и устои летят вверх тормашками. Никакие аргументы в пользу порядка не работают, порядок воспринимается как настолько очевидно несправедливый, что землевладельцы, колониальные структуры, чиновники, церковники, буржуазия - ничего не могут сделать.
Более того даже сложные формы организации, навроде армии, получаются гораздо эффективнее. В компании 1950 года армия КНДР вдребезги разнесла не только армию южан, но и американцев и лишь переброска новых соединений, огромный перевес во всем и абсолютный в воздухе смогли переломить ситуацию.
Есть описания того, как кратно превосходящие численно и абсолютно в вооружениях южнокорейские части не могли добиться успехов в боях с вьетконговцами и вообще старались уклониться от боя.
Во всех описаниях событий вьетнамской войны фиксируется абсолютная политическая беспомощность южновьетнамцев "на земле". Насилие применяют обе стороны, но у одних оно увеличивает силы, а у других сокращает.
Сказать при этом, что с точки зрения исторических перспектив у азиатских коммунистов путь был столь однозначно более выигрышен, чем у проамериканских режимов, - нельзя. Южная Корея и Тайвань показывают, что все не так однозначно. И, тем не менее, коммунисты как-то резонируют с населением, прежде всего с деревней, и победить можно только огромным перевесом в ресурсах. И даже с огромным перевесом в ресурсах можно проиграть, что история американского вмешательства во вьетнамские дела и показывает.
А вот потом пошли исламские революции.
( Read more... )