


Есть история с письмом командира 4 МК Вольского Сталину перед "Ураном" с тем, что при имеющемся соотношении сил и средств операция закончится провалом. Василевский в мемуарах напишет типичную мемуараную ерунду, мол, зря Вольский паниковал.
Исаев: "В таком изложении событий В. Т. Вольский выглядит в лучшем случае паникером, который элементарно не выдержал напряжения подготовительного периода крупной операции. Если же мы знаем, что танкисты корпуса Вольского пороху не нюхали и имели малый опыт вождения, письмо командира корпуса Верховному выглядит совсем по-другому. Архивные документы позволяют усомниться в столь тщательно нарисованной картине удивления A. M. Василевского после прочтения письма В. Т. Вольского. Сомнительно, чтобы он не имел ни малейшего представления о принципах комплектования участвовавших в операции «Уран» соединений. Соответственно, вышеприведенный разговор с И. В. Сталиным представляется выдуманным от начала и до конца. Скорее всего, просто было принято решение, что против румын и так сойдет. Как показали дальнейшие события — сошло".
А теперь смотрим третий лист с оцениваемой немецкой группировкой.
Только у румын в обороняющихся пехотных дивизиях 160 танков. Однако важно не это.
В первый день противник вводит в сражение из резерва одну танковую и одну моторизованную немецкие дивизии, на второй день еще две танковые и одну моторизованную немецкие дивизии. И это помимо немецких же пехотных дивизий. Итого пять танковых и моторизованных немецких дивизий против ЭРУ в виде двух советских механизированных и одного кавалерийского соединений. Да, по приведенной численности немецкие соединения - обмылки, но, во-первых, это оценка, а что там реально большой вопрос, а во-вторых, по танкам немецкие дивизии выглядят очень неплохо.
Причем дело не только в танковых соединениях. В 51 А, в полосе которой 4 МК должен входить в прорыв, откровенно слабая артиллерийская группировка, что делает перспективу быстрого и чистого прорыва очень туманной.
Василевский также пишет, что, якобы в разговоре со Сталиным, по поводу письма заметил, что "в течение последних недель его автор активно участвовал в подготовке операции". Если так, то расчеты Вольскому должны были быть известны.
Соответственно, то, что его в его мехкорпусе, да и не только в его, по танковым частям и соединениям соседней 57 армии писали: "Механики-водители танков имели малую практику вождения, а большинство из них в боевых условиях танков не водили и в боях не участвовали. Артиллеристы мало практически стреляли. Мотопехота была плохо подготовлена для ведения наступательных операций, и подразделения за неимением времени в тактическом отношении были плохо сколочены", должно было наводить Вольского на не самые добрые мысли.
Соответственно, аргумент "против румын и так сойдет", выдвигайся таковой, сам по себе явно был слаб.
Нашлось что-то еще.